Профессор Сергей Бурков: «Я пришел с четким осознанием необходимости перемен»
С Сергеем Михайловичем Бурковым мы начали беседу по пути в его кабинет. Проходя мимо стенда с фотографиями преподавательского состава ТОГУ, мой собеседник обратил внимание на новый фотоснимок:
— Ох, уже успели. Какой я здесь довольный.
Под фотографией подпись: проректор по научной работе Сергей Михайлович Бурков. Хотя время для интервью было ограничено ввиду занятости моего спутника, он сбавил шаг и вежливо выслушал мой первый вопрос…
— Сергей Михайлович, какие задачи вы перед собой ставите, вступая в эту должность?
— Начав работу, я тут же столкнулся с болевыми точками университета. В первую очередь, это проблемы, связанные с информатизацией и автоматизацией университета. В области естественных наук ощущается необходимость увеличения объема научных работ и расширения числа авторитетных научных школ. Инновации должны работать не на словах, а на деле. К тому же наука, а тем более в России, должна и может приносить деньги. Мое мнение: наш вуз способен зарабатывать деньги на своем интеллектуальном потенциале. Но для этого нужно создать необходимые условия.
— Как это можно сделать?
— Оптимизация затрат. Самоокупаемость. Создание эффективной системы малых инновационных предприятий. Сейчас одно из приоритетных направлений — сформировать сильные научные и инженерные школы. Необходимо, чтобы люди работали и учились на хорошем исследовательском оборудовании, которое сейчас абсолютно все компьютеризировано. Для примера — наш Центр космических технологий. Он служит интегрирующей площадкой для огромного количества научно-исследовательских работ, связанных со строительством и архитектурой, экологией и эффективным землепользованием, геодезией и картографией. Его возможности уникальны. Для этих отраслей ЦКТ обеспечивает широкое использование данных дистанционного зондирования Земли. Не так давно мы приняли участие в проекте по оценке ландшафта и зеленых насаждений Хабаровска по заказу администрации города.
Мы свернули в направлении левого крыла главного корпуса университета, где размещены электронные стенды с расписанием. Кажется, это очень символично, разговаривать об инновациях в ТОГУ, передвигаясь по коридорам вуза. Наглядно и по теме.
— Почему именно вас назначили на эту должность?
— Откровенно говоря, как руководитель — я не для всех удобен. Я пришел с четким осознанием необходимости перемен, а это, вполне возможно, не понравится сотрудникам, не готовым к изменениям. Даже если эти перемены будут к лучшему. Но у меня за плечами определенный опыт руководства коммерческими структурами, большой опыт работы в сфере телекоммуникаций и инноваций. И, что немаловажно, я с уважением отношусь к наукам и понимаю, как правильно можно организовать процесс работы возглавляемых мною подразделений.
По своей натуре я реформатор и могу сказать, что у меня большие планы и задачи: одна из важнейших — грамотно построить работу инновационных структур. И в этом я надеюсь на поддержку руководителя программы инновационного развития профессора Эрнста Хосеновича Ри. В том числе Научно-исследовательский институт компьютерных технологий и телекоммуникаций — это рабочая структура, готовая откликнуться и начать продуктивное сотрудничество в любом направлении деятельности. Тем более что на ее базе работает Лаборатория суперкомпьютерных исследований и единственный на Дальнем Востоке уже упомянутый мною Центр космических технологий.
Немаловажным я считаю урегулирование вопроса заработной платы. Мне кажется, люди должны получать деньги соразмерно своей работе.
— Что вы планируете сделать в Политене, прежде всего, в сфере инноваций?
— Необходимо перезапустить программу, связанную с работой бизнес-инкубатора. Инновационный потенциал университета — это не только малые инновационные предприятия. В первую очередь — это опыт и возможность людей преобразовать свои знания в деньги. В этом контексте мне очень нравится формула: «Наука — знания за деньги. Инновации — деньги за знания». Главный недостаток малых инновационных предприятий (МИП) — в том, что их деятельность слабо регулируется на законодательном уровне. Существует проблема взаимодействия МИП с вузом именно на юридическом уровне. Не всегда понятен способ возврата вложенных в их работу средств. Эти проблемы необходимо решать.
— Как быть с технической оснащенностью аудиторий и кабинетов?
— На мой взгляд, думать об этом — вчерашний день. По этому вопросу наш ректор не так давно озвучил свое мнение, и, могу сказать, наши взгляды полностью совпадают. Вы сейчас не найдете студента, у которого не было бы ноутбука, планшета или смартфона. Каждое такое устройство имеет возможность выхода в Интернет посредством технологии Wi-Fi. Широким внедрением этой технологии необходимо заниматься. Мы можем создавать дисплейные классы. Но это тоже постепенно уходит в прошлое. Не спорю, они необходимы для лабораторных работ, допустим, на ряде специальностей, где множество исследований связано с радиосистемами, высокотехнологичными информационными системами и процессами. Это то, без чего студентам не справиться. Каждый из них может прийти со своим гаджетом и заниматься где угодно. Не совсем хорошо организован сетевой доступ к ресурсам. Технологии только развиваются. Сергей Николаевич Иванченко видел эту технологию, находясь в Южной Корее, — ему очень понравилось. Я наблюдал ее в Германии, в университете Людвига Максимилиана. Там и на центральной лестнице, и на свежем воздухе сидят студенты и самостоятельно работают над учебными проектами.
— Какой вы представляете себе библиотеку будущего?
— Представьте себе, какое-то десятилетие назад мы ставили перед собой задачу организовать в библиотеке компьютерный зал. Однако модели компьютеров сейчас быстро устаревают, их приходится периодически менять. А мы должны быть на шаг впереди. Я представляю, как студент в недалеком будущем, где бы он ни находился, в самой ли библиотеке или вне ее стен, получает полный доступ к электронным ресурсам.
— Могу сказать по личному опыту — не так давно мы сдавали один зачет в компьютерном классе. Нужная программа запустилась лишь на одном устройстве и то с трудом. За это время я умудрилась установить данную программу на телефон, верно решила задание на нем. Но преподаватель работу не приняла. И часто мы сталкиваемся на занятиях с неприятием новых технологий именно преподавательским составом. Как быть с этим?
— Я знаю, что есть такие непродвинутые преподаватели. Их функция не в том, чтобы говорить вам, каким устройством пользоваться. Они не должны ограничивать вас в выборе способов подготовки к занятиям и поиска необходимой информации. Человеку, который обучает вас, самому нужно постоянно учиться и развиваться. В силах ректората и деканатов дать установку на более технологичный процесс подачи знаний, обучить этому преподавательский состав.
— Находите ли вы развитие России в технической сфере запоздалым?
— Я считаю это мнение заблуждением. Развитие не медленное. У нас свой путь, и, даже оглядываясь на наших ближайших азиатских соседей, могу сказать, что общий уровень у нас примерно одинаковый. В некоторых сферах еще неизвестно, у кого он выше. Другой вопрос — в количестве вложенных государством средств в науку и техническое развитие страны. Если китайское правительство может себе позволить вкладывать на порядок больше денежных средств в образование и науку, оно получает результаты такими ударными темпами и за такие короткие сроки.
Человеческий потенциал у нас огромен, технологического отставания нет, разработки зачастую ведутся на опережающем уровне. Однако медленное внедрение, недостаточное финансирование и, как следствие, неграмотная организация процесса — вот в чем главные проблемы научной России в общем и в частности. Посмотрите на наш вуз: ректор вкладывает в него огромные средства по сравнению со многими другими университетами Дальнего Востока. Наш уровень развития за десятилетие очень вырос. Но по сравнению с уровнем финансирования ведущих европейских и азиатских вузов — это капля в море.
— На минуту оглянемся в прошлое: как в восьмидесятые годы минувшего столетия вы представляли себе науку будущего?
— Некоторые виды техники не претерпели существенных изменений. Ракеты как летали, так и летают, без принципиальных новшеств. Но в некоторых отраслях, в том числе и в компьютерных, есть тенденция к уменьшению размера устройств, при этом увеличивается их производительность. Компьютер, который стоит у меня на столе в кабинете, не самый мощный. Но 30 лет назад по производительности он бы был мощнее любого тогдашнего суперкомпьютера. Он один сейчас обладает таким количеством оперативной памяти, какой в 1980-е годы обладали все компьютеры города Москвы. Технологии меняются, прогресс не стоит на месте, и мы движемся вместе с ним.
— В чем ваша личная стратегия успеха?
— У меня нет секретов. Я просто стараюсь делать свою работу.
Беседовала Алиса Обухова
Фото Александра Пасмурцева и Ирины Буржинской
Журнал «Мой университет»